О правильном поведении в храме (на примере одного случая)

Представим себе такую картину. Вечерняя служба. Батюшка совершает каждение храма. Народу немного, но все же многие стараются отойти от стен, чтобы освободить пространство. Кстати, по этому критерию (отошел — не отошел) можно определить, как давно человек ходит в храм на богослужения. Если отошел, значит, ходит более-менее регулярно или просто знает, что лучше повторять то, что делают другие. А если уж и отошел человек, и поворачивается по курсу движения батюшки, таковой, уж не иначе, как «опытный» прихожанин. Да вот в этом-то порой и кроется проблема. Суть ее в том, что «опытные» (не все, конечно, некоторые) уж больно рьяно берутся делиться своим «опытом» с другими. Каким образом это происходит?

Например, они уже приготовились встречать кадящего священника на определенном месте, а редко заходящий в храм человек даже не думает сходить со своего места, чтобы уступить дорогу идущему батюшке. И вот тут-то начинается самое главное. В ход идет все: нахмуренные брови, серьезные очи, гневный шепот, махание руками и т.п. и проч. И для чего все это?

«Как для чего?», — недоуменно пожмет плечами «опытный» прихожанин. – «Ведь все должно быть верно, правильно». Не спорю, что все должно быть как надо, чинно, благоговейно. А если уж зашел разговор о чинности, благоговейности, не правильно ли будет сначала наладить это в себе, а не отрабатывать свои «педагогические навыки» на других?

Думается, что вопрос о поведении других людей в храме лежит приблизительно в той же плоскости, что и вопрос Председателя Синодального Информационного отдела В.Р. Легойды, который он задал однажды обществу в своей одноименной книжице «Мешают ли джинсы спасению?». Каков ответ на его вопрос? Почитайте у Владимира Романовича.  Там интересно.

А ответ на наш вопрос, как мне думается, в словах преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы же ведь хотим, чтобы все вокруг знали, как правильно вести себя в храме, и поступать так, как надо. Что ж, надо начинать с себя, потому что на самом деле вот эта вот «работа на таможне» (кто в чем пришел: в джинсах ли или юбке выше колена, накрашены — не накрашены и т.д.) отнимает у нас то драгоценное время, которое есть у нас в храме. Для человека, который, может быть, впервые (или после долгого отсутствия) пришел в храм, это время тоже драгоценно и важно не помешать это ему понять. А то потом ведь самим будет стыдно за собственный гнев, осуждение, тщеславие и что-нибудь еще.

P.S. Практически уверен, что большинство лиц, которые прочитают этот текст, относится к тем, кто, так сказать, «находятся по ту сторону баррикад». Ну что ж, как говорится, предупрежден – значит, вооружен. Конечно, можно было бы порассуждать, например, на тему «Как сильно нужно обидеться на бабуську, которая выговорила тебе, что не той рукой ставишь свечку, и сколько лет после этого не ходить в храм». Но это уже совсем другая история.

иерей Илия Никитин

2017 год

Просмотры(17)

Добавить комментарий