Представим себе такую картину. Вечерняя служба. Батюшка совершает каждение храма. Народу немного, но все же многие стараются отойти от стен, чтобы освободить пространство. Кстати, по этому критерию (отошел — не отошел) можно определить, как давно человек ходит в храм на богослужения. Если отошел, значит, ходит более-менее регулярно или просто знает, что лучше повторять то, что делают другие. А если уж и отошел человек, и поворачивается по курсу движения батюшки, таковой, уж не иначе, как «опытный» прихожанин. Да вот в этом-то порой и кроется проблема. Суть ее в том, что «опытные» (не все, конечно, некоторые) уж больно рьяно берутся делиться своим «опытом» с другими. Каким образом это происходит?
Например, они уже приготовились встречать кадящего священника на определенном месте, а редко заходящий в храм человек даже не думает сходить со своего места, чтобы уступить дорогу идущему батюшке. И вот тут-то начинается самое главное. В ход идет все: нахмуренные брови, серьезные очи, гневный шепот, махание руками и т.п. и проч. И для чего все это?
«Как для чего?», — недоуменно пожмет плечами «опытный» прихожанин. – «Ведь все должно быть верно, правильно». Не спорю, что все должно быть как надо, чинно, благоговейно. А если уж зашел разговор о чинности, благоговейности, не правильно ли будет сначала наладить это в себе, а не отрабатывать свои «педагогические навыки» на других?
Думается, что вопрос о поведении других людей в храме лежит приблизительно в той же плоскости, что и вопрос Председателя Синодального Информационного отдела В.Р. Легойды, который он задал однажды обществу в своей одноименной книжице «Мешают ли джинсы спасению?». Каков ответ на его вопрос? Почитайте у Владимира Романовича. Там интересно.
А ответ на наш вопрос, как мне думается, в словах преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы же ведь хотим, чтобы все вокруг знали, как правильно вести себя в храме, и поступать так, как надо. Что ж, надо начинать с себя, потому что на самом деле вот эта вот «работа на таможне» (кто в чем пришел: в джинсах ли или юбке выше колена, накрашены — не накрашены и т.д.) отнимает у нас то драгоценное время, которое есть у нас в храме. Для человека, который, может быть, впервые (или после долгого отсутствия) пришел в храм, это время тоже драгоценно и важно не помешать это ему понять. А то потом ведь самим будет стыдно за собственный гнев, осуждение, тщеславие и что-нибудь еще.
P.S. Практически уверен, что большинство лиц, которые прочитают этот текст, относится к тем, кто, так сказать, «находятся по ту сторону баррикад». Ну что ж, как говорится, предупрежден – значит, вооружен. Конечно, можно было бы порассуждать, например, на тему «Как сильно нужно обидеться на бабуську, которая выговорила тебе, что не той рукой ставишь свечку, и сколько лет после этого не ходить в храм». Но это уже совсем другая история.
иерей Илия Никитин
2017 год
Просмотры(17)