В истории возведения храмов на Руси соблюдались определенные законы, по которым они могли быть освящены в определенную церковную праздничную дату, посвящались особо почитаемым в данной местности святым угодникам Божьим, или же храм строился и освящался «по зароку» при чудесной помощи святого. Но почему первый каменный храм, возведенный в купеческом городе, был назван в честь Софии Премудрости Божией? Для поиска ответа нужно будет совершить экскурсию на Восток, а именно — узнать историю главного храма Православия — Софии Константинопольской.
Святая София, церковь Божественной Мудрости, — одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры. Во время правления византийского императора Юстиниана, когда империю терзали напряженные христологические споры, опять-таки уместнее было посвятить «великую церковь» Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. Для всех православных самым главным памятником древнего города является собор Святой Софии.
По русским преданиям, именно сюда направил своих послов князь Владимир Красное Солнышко, которые должны были ему сообщить, хороша ли христианская религия. После, побывав в храме Святой Софии, они были так потрясены увиденным, что сообщили князю Владимиру, что побывали не просто в великолепном храме, а в раю. Говорят, что именно это определило выбор Владимира в его решении крестить Русь. Вместе же с крещением Русь приняла и великую культуру.
Уже более трехсот лет назад на Тамбовщине возводились православные храмы и наполнялись великолепными произведениями церковной живописи, уникальными книгами и предметами прикладного искусства.
Православная Церковь заключала в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Многим поколениям наших соотечественников она помогала воспитывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Для простых людей храмы были истоками понимания прекрасного. Кроме того, церкви являлись хранилищами исторических документов и книжных сокровищ. В церковных библиотеках находились, к примеру, работы тамбовских историков и краеведов — И.И. Дубасова, Г.В. Хитрова, С. А. Березнеговского. Ныне эти труды в единственных экземплярах хранятся в фондах редких книг и доступны не каждому читателю.
В 1913 году в Тамбовском крае было 1500 храмов, каменных и деревянных. Третья часть церковных строений имела почтенную историю – от ста до двухсот лет.
В документах середины XVII века говорилось: «Церковь Божию строити по правилам святых апостолов и святых отцов, чтобы была о пяти верхах, а не шатром». И все же вместо узаконенного пятиглавия русские мастеровые старались поставить высокие шатры, как символ непокорности и свободолюбия, и украсить церковь как мирскую постройку.
В истории церковного строительства на Тамбовщине выделяются периоды массового сооружения храмов конец XVIII столетия, середина и конец XIX века и начало XX столетия. Для строительства церквей было множество различных причин: христианизация края, появление новых общин, исполнение обетов и многочисленных завещаний. Только в благодарность за избавление от чумы в губернии в 1771 году заложено более 40 храмов.
В конце XVIII века единственной каменной церковью из трех, существовавших в Моршанске, была церковь во имя святой Софии, расположенная в средней, наиболее населенной и респектабельной части города, в конце Софийской улицы недалеко от нынешнего Троицкого собора.
Строительство Софийского собора началось в марте 1748 года, когда Морша была еще селом дворцового ведомства, на средства братьев Петра и Феодора Копейкиных, московских купцов, выходцев из этих мест. Возведение каменной церкви с колокольней шло по утвержденному плану довольно быстро, и уже в 1753 году главный престол новой церкви был освящен во имя Софии Премудрости Божией. Южный придел освятили в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Храм высотой 30 метров, длиной 34 метра был выстроен из камня на известковом цоколе. Особую красоту зданию придавал наружный орнамент, выложенный из кирпича и известкового камня. Храм, как и двухъярусная колокольня, был увенчан позолоченной главой с ажурными четырехконечным крестом и полумесяцем внизу.
В 1833 году начались работы по усовершенствованию храма. С северной стороны пристроили и освятили придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца, современника и наставника Петра I. История показывает, что именно святитель сыграл определяющую роль в решении императора создать Российский флот.
Знакомство с архивными документами библиотеки при Свято -Троицком соборе указывает связь между престольным праздником в Софийском соборе и Успением Пресвятой Богородицы, отмечаемым 15 августа (28 августа н. ст.). Связано это было с тем, что службы Софии Премудрости Божией не существовало, и Православной Церковью было принято праздновать этот день на Успение и Рождество Богородицы, которая, по мысли святых отцов, есть Дом премудрости Божией.
Праздник Успения совпадал с днем открытия в Моршанске знаменитой в XVIII веке на всю Россию ярмарки. Все надежды и ожидания местного купечества были связаны с этим днем, когда от выгодности сделок зависело их дальнейшее благосостояние и статус самого города.
До 1857 года, времени освящения нового Троицкого собора, Софийский собор был центром духовной жизни купеческого Моршанска. Впоследствии он был приписан к новопостроенному храму.
Очень интересный факт из жизни храма открывается при изучении его последующей биографии. В течение последующих лет, вплоть до революции 1917 года, старое здание Софийской церкви использовалось как полковая церковь воинских частей, в разное время квартировавших в Моршанске.
Немного исторической информации. Со времени появления в России регулярной армии при Петре I каждое воинское подразделение обязано было иметь свою церковь. Первоначально это были походные церкви-палатки либо церкви, устраивавшиеся непосредственно в одном из казарменных помещений. Однако впоследствии для них стали возводиться отдельные церковные здания. Отечественная война 1812 года открыла новую страницу в истории полковых храмов. Именно после нее в России начинается процесс самого активного возведения полковых церквей наряду с наделением их мемориальной функцией, призванной увековечить память о славном боевом прошлом того воинского подразделения, к которому данный храм относился. И хотя первоначально многие полковые храмы строились не в память о каких-либо выдающихся событиях отечественной истории, а из чисто практических потребностей — для духовного окормления военнослужащих той или иной части, впоследствии они, будучи теснейшим образом связаны с жизнью данного воинского соединения, приобретали мемориальное значение и становились подлинными средоточиями и хранилищами исторической памяти.
До своего закрытия Софийский собор был полковым для Малороссийского пехотного, 219-й пехотного Юхновского, 287-й Харусского, 288-й Куликовского и других полков. За этот период внутри собора, в нишах стен, были установлены сорок восемь каменных досок с именами и фамилиями воинов, бывших в составе этих полков и погибших в разных военных кампаниях.
С 1918 года, когда декретом СНК церковь была отделена от государства, православное воинство перестало духовно окормляться, и Софийский собор потерял заботливого хозяина.
Во второй половине 1920-х годов храм практически не действовал. Согласно архивным документам, его официально закрыли в 1927 году. Долгое время храм находился в «подвешенном» состоянии: на его здание давно претендовал городской музей во главе с П.П. Ивановым, а местные власти не спешили с решением.
П.П. Иванов отчаянно пытался спасти здание собора от разрушения, посредством передачи его на баланс музея. Об этом свидетельствует составленная им докладная записка, в которой он описывает состояние храма и дает рекомендации по приведению здания в надлежащий вид с помощью самых скромных затрат. К сожалению, власть имущие остались глухи к предложениям П.П. Иванова, так как судьба собора уже была предрешена. Охранная грамота Отдела по делам музеев Главнауки не спасла здание, а лишь ненадолго отсрочила его разрушение.
О последних днях Софийского собора достоверных свидетельств не найдено. Говоря о времени разрушения храма, старожилы называют разные годы: от 1935 до 1942, когда многие церкви города сносили для строительства Моршанского аэродрома.
Известно церковное предание, что каждый город храним небесными покровителями. Так, город Тамбов во время Великой Отечественной войны был защищаем молитвами святителя Питирима Тамбовского. Моршанские старожилы, сохраняя память о Софийском соборе и священнослужителях, похороненных под его спудом, говорили, что «враг не войдет в Моршанск — он охраняем их молитвами».
Пустующее место собора неоднократно пытались застраивать, но тщетно. Все постройки горели или оставались недостроенными. По мнению верующих, никакие строения, кроме церковных, здесь стоять не будут: Бог не допустит его поругания.
Деятельность Русской Православной Церкви в русской армии уникальна и общезначима. Она существенно возвысила смысл служения Отечеству, роль и значение армии и флота в России. В самые тяжелые времена Россия обращалась к Богу и не только выдерживала величайшие испытания, но и начинала жить более одухотворенной жизнью. На всех этапах исторического развития, ведомая глубокой верой, преданная царю и любящая Родину, она, русская армия, обеспечивала становление российской государственности, защиту Отечества по всем направлениям и от всех угроз.
Русский философ Иван Ильин писал: «Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии». Не случайно, что вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих уделялось столь пристальное внимание.
Отечественные и зарубежные исследователи подчеркивали и подчеркивают, что русская армия всегда отличалась духовной силой, которая, в свою очередь, помогала создавать сильную, хорошо организованную армию, порождала великих полководцев, развивала национальное военное искусство, служила одним из источников военных побед.
С.А. НИКИТИНА,
помощник благочинного Моршанского благочиния
по образовательной деятельности
Просмотры(996)



